Развитие
телевидения в
СССР
СССР была одной из
стран, которая изначально очень серьезно (по известным
причинам) отнеслась к новому СМИ. И если речь идет только о
технической стороне дела, то советское телевидение в течение
долгого времени не отставало от передового западного.
Начнем с того, что менее чем
за два месяца до того, как Зворыкин получил патента на
иконоскоп, похожая заявка (“на трубку с трехслойной мишенью и
накоплением зарядов”) в СССР была подана инженером С.И.
Катаевым, впоследствии — одним из ведущих советских
специалистов в этой сфере. И хотя преимущество было у
Зворыкина, который получил признание за заслуги перед
телевидением у него на родине, этот факт является
доказательством того, что открытия ученых в разных странах
происходили практически одновременно.
На первых порах советское
телевидение было “малострочным” (речь идет о количестве строк
развертки), а также механическим, с использованием тех же
дисков Нипкова. Более того, даже после начала опытного вещания
из Москвы в конце 1931 года, картинка не всегда передавалась
из студии со звуком. Например, в “Вечерней Москве” за 11
января 1932 года было написано: “С 1 января передача
изображений по радио осуществляется 2 раза в пятидневку (по
третьим и пятым числам) с 12.00 по 0.30 ночи через станцию
МОСПС и с 0.30 до 1.00 — через опытный передатчик
НКПиТ”.
Передача “изображения по
радио” и являлось советским телевидением начального этапа.
Впервые постоянные передачи со звуком начали транслировать 16
декабря 1934 года. К тому моменту по телевизору уже показывали
и новостные передачи, и музыкальные, и развлекательные, и даже
кинофильмы.
Через какое-то время
наступил период так называемого малокадрового электронного
телевидения с улучшенным качеством изображения. Первым эту
идею предложил в 1936 году тот же Катаев, и значительно позже,
в 1959-м, благодаря его методу стало возможным достичь
небывалого успеха: снять обратную сторону Луны.
До того, как появились
спутники связи, сигнал из Москвы в другие населенные пункты
передавался по кабельным или радиорелейным линиям связи. Кроме
того, использовали и более интересные средства — к примеру,
устанавливали ретрансляторы на самолетах: именно таким
способом осуществляли передачу репортажей с фестиваля 1957
года в Ленинград, Смоленск, Киев и
Минск. |